Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В четвертом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Четвероклассникам в школе и интересно, и тревожно: им хочется быть:
- активными, умными и независимыми,
- нужными и успешными,
- хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Важно, чтобы у четвероклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:
- хорошо четвероклассник умеет налаживать отношения
- общаться с одноклассниками и педагогами,
- соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Ситуация адаптации вызывает у многих четвероклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.